Блеск и нищета традиционных ценностей.
«Вот простейшее средство для самоутверждения:
станьте частью чего-то важного».
Абрахам Маслоу
Актуально ли говорить о традициях в сегодняшнем быстроменяющемся нестабильном обществе, тем более в контексте бизнеса?
Традициями называют исторически сложившиеся ценности. Устойчивые нормы в поведении или общении - это тоже традиции. Традициями можно назвать то, что является наиболее типичным, характерным для какой-либо сферы деятельности. Чаще всего, говоря о традициях, все-таки подразумевают конкретные ритуалы, например, празднование памятных событий.
В любой национальной культуре можно встретить свои традиции и обряды. Они передаются от поколения к поколению. Вместе с ними передается сила рода, сила нации. Это своеобразный доступ к энерго-информационному пространству. Через соблюдение традиций, обрядов, демонстрацию определенного поведения человек осуществляет идентификацию с группой, что чрезвычайно важно.
Это относится не только к роду или нации, но к любой группе. Слова, сказанные А.Маслоу, может ярко продемонстрировать, например, то чувство гордости, которым может обладать студент, выступающий за университетскую баскетбольную команду, или повышение его самооценки, обусловленное высоким престижем учебного заведения, в котором он учится.
Мне довелось закончить не один ВУЗ. И при выборе места учебы я старалась руководствоваться известностью учебного заведения и его традициями.
Помню, как профессор кафедры физики, доведенный до отчаянья нашим разгильдяйством, воскликнул на лекции: «Если вы себя не уважаете, меня не уважаете, уважайте стены, в которых находитесь!» И аудитория вдруг посерьезнела. Это помогло приструнить даже самых отъявленных, они вспомнили, что учатся не где-нибудь, а в Ленинградском Политехническом Институте (теперь - Санкт-Петербургский Технический Университет). Все-таки мы уважали свой институт и гордились тем, что учимся в нем. И надо сказать, что высокое качество обучения в этом ВУЗе было не единственной его традицией.
Отождествление с важными делами и работами расширяет человеческое «я». Например, когда мы можем сказать «мы, медики, считаем...», «мы, психологи смогли доказать...», мы обретаем славу, достоинства и честь всех медиков или всех психологов на свете. Подобным образом возможно и преодоление проблем, связанных с недостатком тех или иных способностей, талантов и т.п.
Солдаты в силу самого своего участия в героических предприятиях становятся героями. В то же время, утрата прежних традиций в нашей армии автоматически сделала менее популярными в обществе служащих этой армии, хотя и раньше и теперь она состояла и состоит из очень разных людей.
Отождествление себя с неким грандиозным делом может способствовать формированию здоровой самооценки. Вот почему работа в «хорошей» компании (престиж, высокое качество продукции и т.д.) позитивно влияет на самооценку ее сотрудников.
Роль компаний в создании и развитии традиций в современном обществе мне кажется чрезвычайно важной. Людям важно не только иметь какую-то работу, исполнять возложенные на них обязанности, ясно понимать, чего от них ожидают, и получать соответствующую зарплату. Они работают еще и потому, что компания - это сообщество, семья. В больших городах, где фактически утрачиваются патриархальные традиции семьи, где само время пребывания в семье сводится к минимуму в силу тотальной занятости ее членов, потребность человека в принадлежности к сообществу удовлетворяется в коллективе, с которым он работает.
В одной туристической компании я прочитала лозунг: «Жизнь - это не то, что прожито, а то, что запомнилось». То же самое можно сказать и о работе в компании. Поступая на работу, сотрудник инвестирует часть своего времени в компанию. Но оно все равно остается временем его жизни. И ему не безразлично, как оно проходит. Если дни, проведенные на работе, похожи один на другой как «День сурка», и не за что мозгу зацепиться в воспоминаниях, велика вероятность, что в тяжелые для компании дни он без сожалений покинет ее.
Крупные предприятия советской эпохи славились своими традициями. И это была часть грамотно внедряемой корпоративной культуры. Чествования передовиков производства - все мы любим, когда нам дают справедливую оценку, особенно на людях. Комсомольско-молодежные слеты - сколько молодых людей обрели в результате свое семейное счастье. Культпоходы в театры, музеи и т.п. мероприятия по продвижению «культуры в массы». Массовые спортивные соревнования - и в результате «в здоровом теле - здоровый дух». Я вовсе не призываю вернуть те времена. Но, многое не только из корпоративной культуры, но и из позиций регулярного менеджмента, то, что сейчас мы перенимаем у западных коллег, с успехом применялось на крупных советских предприятиях. И люди работали на них иногда всю жизнь. Были там, конечно, и манипуляции. Например, на некоторых заводах усиленно распространялся слух, что отделу кадров дан негласный приказ уволившихся с завода в течение трех лет обратно на работу не принимать. Но нам ведь никто не мешает перенимать из прошлого опыта только то, что соответствует нашим ценностным установкам.
Ни для кого не секрет, что бизнес, независимо от его направленности или национальной принадлежности прагматичен. При внедрении любой из программ во главу угла ставится вопрос «В чем выгода?». Эффективность внедрения корпоративной культуры не может быть достаточно точно и надежно рассчитана в финансовых показателях. Последствия ее реализации неизбежно отсрочены во времени.
В то же время, создание хорошо развитой корпоративной культуры свидетельствует о том, что компания создается всерьез и надолго. Наличие богатых традиций это часть бренда.
Сколько раз мне приходилось слышать нотки гордости в голосах своих знакомых, когда они сообщали, что кто-то из родственников или друзей работает в некой известной компании. Сколь бы малым не был вклад этого человека в заслуги компании, он все равно вызывает определенное уважение, поскольку является сотрудником уважаемого предприятия и, тем самым уже обладает соответствующим достоинством. Он, так сказать, является представителем этого предприятия. Он - его посланник. К послу великой страны относятся совсем иначе, чем к послу из какого-нибудь захудалого или насквозь проеденного коррупцией государства. Хотя и тот и другой человек могут обладать разного рода недостатками и слабостями.
В то же время устоявшиеся традиции в компании могут стать не только активом, но и тормозом на пути преобразований.
Крупное предприятие, имеющее более, чем вековую историю выпускает продукцию, относящуюся к товарам народного потребления. Не буду вдаваться в особенности продуктовых линеек, ситуация достаточно типична для разных отраслей. Сотрудники гордятся историей предприятия и сложившимися за многие десятилетия традициями. Традиционным является и выпускаемый ассортимент. Но эта продукция уже не может удовлетворить изменившиеся вкусы рынка. Очевидно, что необходимо обновить ассортимент. Но слишком сильны опасения по поводу создания новых продуктов - страшно потерять былой имидж и вековые традиции в угоду сегодняшним тенденциям рынка. «Нашу продукцию знают и любят. Она имеется в каждом доме. Новые формы - это уже не наше лицо» - говорили работники, не принимая в расчет, что сегодня старый ассортимент уже не продается в прежних объемах. Кроме того, приверженность прошлым успехам, когда изделия продавались, что называется, «с колес», привела не только к отсутствию развитой маркетинговой структуры, но и создала неприятие активных форм продвижения товара на рынок. При этом предприятие терпело убытки, необходимо было спасать экономическое положение. Нелегко было новому молодому энергичному директору внедрить современное оборудование и передовые технологии. На сессии организационного развития, посвященной выработке новых стратегий, руководители среднего звена открыто высказывали опасения по поводу применимости имеющихся навыков и опыта в контексте этих новых стратегий. Требовались серьезные изменения, в том числе и в сознании сотрудников.
Со времени этих событий прошло более двух лет. Я с удовольствием наблюдаю на прилавках магазинов новые образцы продукции этого завода. Они современны, но по-прежнему узнаваемы. Традиции менять нелегко, но возможно и необходимо, если они тормозят прогресс.
Резюмируя, можно выделить несколько причин, по которым устоявшееся наследие компании может быть тормозом:
- Приверженность прошлым успехам и старым продуктам;
- Неспособность обновить и усовершенствовать образ продукта;
- Неспособность успеть за меняющимися вкусами рынка;
- Опасения, что изменение ассортимента приведет к потере прежних потребителей;
- Страх по поводу своих навыков и имеющегося опыта в контексте новых стратегий.
С одной стороны, укоренившиеся традиции очень устойчивы и плохо поддаются изменениям. С другой, именно наличие традиций, создает приверженность коллектива предприятию, позволяет сохранить костяк этого коллектива в сложных условиях, и тем самым обеспечивает жизнеспособность компании.
Ирина Топорева
коуч-консультант, г. Санкт-Петербург
|