Творчество в бизнесе
«Ваша идея должна быть оригинальной лишь применительно
к проблеме, над которой вы в настоящий момент работаете».
Томас Эдисон
Одним из результатов открытия лауреата Нобелевской премии профессора Роджера Сперри явилась разработка теории о левом и правом полушариях головного мозга, согласно которой основные функции интеллекта человека распределены между разными частями мозга. Принято считать, что левое полушарие отвечает за логические, рациональные и регулирующие аспекты мышления. Тогда как правое управляет вдохновением и творчеством. Предполагалось, что у людей, в большей степени склонных к творчеству, доминирует правое полушарие, а у тех, кто скорее склонен к анализу, чем к творчеству определяющее влияние оказывает левое полушарие мозга.
Однако позднее теория правого и левого полушарий была опровергнута исследованием, показавшим, что участки, отвечающие за различные умственные способности человека, разбросаны по всему мозгу. Независимо от задачи, которую вы ставите перед полушариями своего мозга, оба они активно участвуют в мыслительном процессе. Как бы там ни было, нам не важно, к каким частям мозга привязаны конкретные мыслительные способности, а важен сам факт наличия, по меньшей мере, двух противоположных стилей мышления.
Аналитическое, так называемое левополушарное мышление, это способность человеческого интеллекта логически оценивать идеи, подвергать их критике, и выбирать наилучшую из имеющегося набора. Синтетическое мышление, которое принято связывать с правым полушарием мозга, это способность генерировать множество оригинальных, разнообразных и сложных идей.
Если вы задумаетесь о людях из своего окружения, которых считаете творческими, то, скорее всего, отметите, что они отличаются гибкостью, способны изменить свое поведение в ответ на происходящие вовне перемены, могут оставлять уже имеющиеся планы, легко адаптироваться к новым ситуациям.
Такого человека не страшат неожиданности. Для творческого, способного к импровизации человека, планы - не более чем предположительные оценки будущего, которые в любой момент могут быть с легкостью и без сожаления изменены. Его нисколько не заботит изменение планов, графиков и самого будущего. Творческую и находчивую личность, угнетает монотонность, определенность и отсутствие изменений. При этом человек не испытывает волнения или страха, что, в свою очередь, говорит об определенном отношении к миру, реальности и окружению, которое позволяет ему довериться им и не испытывать особых опасений перед ними. Он не боится будущего.
Очень привлекательный способ жить, не правда ли? Так почему же не у всех это получается? В Гарвардском университете в свое время было проведено исследование, в ходе которого оценивался как коэффициент интеллектуального развития, так и пространственные, визуальные, социальные и эмоциональные возможности детей и подростков. Исследователи обнаружили, что до четырех лет дети находятся на уровне гениальности. По мере их развития, показатели начинают снижаться. После четырех лет мы начинаем усваивать сообщения, получаемые нами главным образом от родителей и от общества, которые перекрывают нашу естественную склонность к творчеству. Нам говорится то, как мы должны решать те или иные проблемы, что нам следует и чего мы не должны делать. Даже лучшие родители не могут не транслировать сообщений такого рода. Сэр Питер Устинов в автобиографии приводит выдержку из своей школьной характеристики: «Позволяет оригинальность в поступках, которую нужно обуздать во что бы то ни стало».
Что касается людей профессий, традиционно считающихся творческими - художников, музыкантов, актеров, даже изобретателей, здесь без синтетического, творческого мышления не обойтись. А как быть с бизнесом? Нужен ли творческий подход для развития и процветания любого бизнеса, не связанного с рекламой и PR, например?
Творчество это способность к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Это качество, которое человек вносит в любую деятельность, которой он занимается. Это подход, внутренне отношение.
Я бы сказала, что сама идея открытия своего бизнеса скорее приходит в голову людям творческим, поскольку они легче принимают условия неопределенности, которых в начале пути более, чем достаточно. При этом бизнес можно строить по-разному. Можно взять стандартную идею, вложиться в нее и получить прибыль, не очень рискуя. Можно придумать что-то новое, нестандартное, опять вложиться в идею и не получить ничего. Риск во втором случае, очевидно, будет выше. Но ведь и постоянно копируя то, что уже делают многие, трудно выделиться на рынке, привлечь новых клиентов. Творчество в бизнесе включает не только создание чего-то нового, но и оценку добавленной стоимости. Его смысл состоит не в том, чтобы породить новинку ради новинки, а в том, чтобы создать определенную стоимость, которую может признать рынок.
Возвращаясь к разговору о двух противоположных типах мышления, приходится признать, что творческие личности иногда упускают необходимый в бизнесе баланс между свободой и дисциплиной в компании. Приведу конкретный пример из моей практики консультанта. Руководитель, он же собственник компании, творческий человек и демократичный руководитель. Он сам является генератором идей в компании. На консультации рассказывает: «Я создал в компании все условия. У нас поощряется высказывание любых идей, я дал членам своей команды полный простор, чтобы они творили. Снял все бюрократические ограничения. Мы периодически устраиваем «мозговые штурмы». У нас столько идей! А на прибыли это положительно не отражается». К сожалению, это тот случай, когда увлечение свободой и творчеством увело организацию в сторону. В компании практически не было никакой структуры, идеи не анализировались критически и не воплощались в реальные проекты. В результате работы с консультантом этот руководитель принял следующее решение: объявить в компании сбор идей по способам воплощения уже имеющихся идей в жизнь. Вроде бы тафталогия, но это сработало. Собранные идеи были проанализированы, затем были созданы рабочие группы по созданию пилотных проектов. Авторы лучших идей и руководители групп по внедрению получили премии. Компания со временем практически перешла на проектное управление.
Креативная организация нуждается в четком руководстве. У организации должно быть общее видение целей и все сотрудники должны их разделять. Баланс между генерацией идей и их воплощением достигается посредством создания в организации структур и условий, которые стимулируют оба типа мышления. Иначе есть опасность «свалиться» в одну из крайностей: либо идей много, но они не воплощаются; либо тотальный контроль, страх ошибки, стремление к предсказуемости.
Раскрытие потенциала сотрудников может происходить не только в рабочей обстановке, но часто на отдыхе, в неформальной атмосфере, на тренинге, на обучении.
Недавно мне довелось проводить выездной тренинг в компании, направление деятельности которой вроде бы не является творческой. Это продажа и обслуживание автомобилей. Но сотрудникам компании постоянно приходится иметь дело с клиентами. Продажа процесс творческий, часто требует нестандартного подхода. Возможно, в графике работ этой компании нет специальных мероприятий по созданию новаторских идей. Но, наблюдая за общением людей в неформальной обстановке, нет-нет да и услышишь рассуждения о том, что сейчас есть в компании и как это могло бы быть по-другому. Люди в неформальной обстановке: за шашлыками, на прогулке обмениваются идеями, опытом работы в других организациях, передают друг другу рассказы друзей. Я уже год наблюдаю за тем, как в компании развивается процесс формирования корпоративной культуры, сплочения коллектива. Видя, как все свободнее и позитивнее протекает общение, как люди узнают друг друга и раскрепощаются, я думаю о том, что это неизбежно будет способствовать проявлению заложенного в каждом сотруднике творческого потенциала.
Руководитель себе практически всегда дает право на ошибку, мотивируя это тем, что он все равно за все несет ответственность. Но очень важно для развития творческого потенциала организации давать право на ошибку и сотрудникам. Вряд ли будет способствовать генерации идей ситуация, когда руководители транслируют своим сотрудникам нечто вроде: «Проявляйте творчество, но не вздумайте ошибаться!»
Для творческой личности чрезвычайна важно чувство самореализации и свобода. Творчество в бизнесе позволяет это ощутить. Особенно хозяевам бизнеса. Они наслаждаются работой, для них она является любимым делом. Они сами создают структуры предприятия стандарты деятельности своих компаний. Руководители получают дополнительные положительные эмоции, когда принимают неординарные креативные решения. Но часто эти решения меняются в интересах развития бизнеса. Что может у сотрудников вызвать ощущение непоследовательности и, как следствие беспокойство. Как правило, люди боятся не инноваций, а неизвестности. Как только приходит понимание новых возможностей развития или роста доходов настрой меняется: изменения становятся желанными.
Творческий процесс позволяет людям совершенно иначе относиться друг к другу. Они естественным образом объединяются в команды, которым в большей мере присущ дух доверия и самоуправления. Заново обретая собственные креативные потенциал, мы вместе с тем осваиваем и новый способ совместной работы, который позволяет резко повысить собственную производительность. Каждый человек способен внести свой уникальный вклад в общее дело, благодаря чему появляются новые продукты, ускоряются рыночные процессы, будут приняты более эффективные стратегии и существенно улучшится процесс принятия решений.
Знаменитый ученый Абрахам Маслоу считал: ««Отличия между лучшими или худшими или деградирующими сообществами во многом определяются возможностями предпринимателей и количеством последних в обществе».
Ирина Топорева
коуч-консультант, г. Санкт-Петербург
|